С понятием «воспитание» мы сталкиваемся с самого детства: сначала нас постоянно «овспитывают» - дома, в детском саду, затем в школе, виинституте и даже на работе нас пытаются воспитывать. Потом мы вырастаем , рожаем детей – и мы уже знаем, что мы будем их воспитывать. А еще мы пытаемся воспитать свою «вторую половину» маму, соседа и тд и тп. Люди часто говорят о воспитании, но мне кажется, не всегда понимают – что это значит. Я видела много раз мамаш, которые орут на своего ребенка за то. Что он упал и испачкал штаны, за то что он не так сел, не так встал, не то сказал. За то, что он что-то не понимает – и называют это воспитанием. При этом очевидно, что данные акты воспитанием назвать никак нельзя. И тут появляется вопрос – а откуда эта маь должна узнать о том – что такое воспитание в действительности? Можно обратиться к литературе или к тому же Интернету.
В Интернете нахожу определение : «Воспитание - процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле В. осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьи и школы, дошкольных и внешкольных учреждений, детских и молодёжных организаций, общественности». И далее возникает вопрос – а что такое «систематическое формирование личности»? Что там надо формировать? И где и как? Что должна формировать семья, что школа? Вроде как распределили ответственность, только непонятно за что. И дай бог еще каждый, кто решится кого-то воспитывать поинтересуется. Поищет ответы на эти вопросы. Ведь часто «воспитание» сводится к тому, чтобы сделать ребенка удобным, таким, каким мы хотим его видеть – будь я учитель, родитель. Просто проходящая мимо старушка. Из-за не понимания своей роли в этом воспитании ..или не желании.. часто возникают такие ситуации. Что родители считают «Вот пойдешь в школу, там тебя воспитают», или наоборот : «У вас есть родители – вот пусть они вас и воспитывают»
Я лично сталкивалась с подобными ситуациями не раз. Однако, так же знаю людей, которые ответственно подходили к своей роли родителя или учителя – но тогда их путь по пониманию воспитания был скорее интуитивным. Но – он приводил к тому – иному успеху.
Исходя из всего вышесказанного у меня складывается двоякое ощущение, понимание проблемы – с одной стороны– люди не всегда понимают смысл и содержание того или иного понятия, на которое опираются – в данном случае понятие «воспитание» - видимо потому что в нашем обществе не так уж много этого понимания? Раз мы не можем усвоить – что же это такое, видимо, подменяем это чем-то другим. С другой стороны авторитарность и давление на общество и человека с помощью выстраивание каких-то рамок и норм в отношении этого понятия тоже не приведут ни к чему хорошему. Нельзя сказать «воспитывай так вот и так» – не любит человек чтобы его ограничивали. Да и будет ли это объективным? Наша страна через подобное уже проходила…А когда человек не считает что-либо ограничением? Когда вопринимает это как должное, как «осознанную необходимость», что невзможно без интериоризации самого этого понятия, без некоего понимания и знания этого. А это путь скорее через умственное + интуитивное познание. Как мне видится – объективные и единые «нормы» часто скорее вредны, чем полезны. Но тогда получается. Что каждый сам себе критерий.
Видимо не найти никогда какого-то одного выхода, одного «рецепта». Проблема воспитания – объективно существует, а успех решения , на мой взгляд, всегда находится в синтезе, смешивании точек зрения, подходов, идей, смешивании регламентированных норм и правил – с творческим креативным, интуитивным подходом.
несвязные эмоции на тему воспитание
mega-mega-mega-mega
| четверг, 16 декабря 2010