..На ней были какие-то сети.. Она сказала : у вас есть Душа...
Я видел небо в стальных переливах
И камни на илистом дне
И стрелы уклеек, чья плоть тороплива,
Сверкали в прибрежной волне

И еще было море, и пенные гривы
На гребнях ревущих валов
И крест обомшелый, в объятиях ивы,
Чьи корни дарили мне кров.

А в странах за морем, где люди крылаты,
Жил брат мой, он был королем
И глядя, как кружатся в небе фрегаты,
Я помнил и плакал о нем.

Брат мой, с ликом птицы, брат с перстами девы,
Брат мой!
Брат, мне море снится, черных волн напевы,
Брат мой

В недоброе утро узнал я от старца
О Рыбе, чей жир - колдовство
И Клятвою Крови я страшно поклялся
Отведать ее естество.

А старец, подобный столетнему вязу,
Ударил в пергамент страниц -
"Нажива для рыбы творится из глаза -
Из глаза Властителя Птиц".

Брат мой, плащ твой черный
Брат мой, стан твой белый
Брат мой, плащ мой белый
Брат мой, стан мой черный
Брат мой!

Брат мой, крест твой в круге
Брат, круг мой объял крест
Брат мои, крест мой в круге
Брат, круг твой объял крест
Брат мои!

Я вышел на скалы, согнувшись горбато
И крик мой потряс небеса -
То брат выкликал на заклание брата,
Чтоб вырвать у брата глаза

И буря поднялась от хлопанья крылий -
То брат мой явился на зов
И жертвенной кровью мы скалы кропили,
И скрылись от взора Богов

Брат мой, взгляд твой черный
Брат мой, крик твой белый
Брат мой, взгляд мой белый
Брат мой, крик мой черный
Брат мой!

Брат, где твой нож - вот мой,
Брат, вот мой нож, твой где
Брат, где нож твой - вот мой
Вот мой нож, мой брат, мои...
Брат мой!

И битва была, и померкло светило
За черной грядой облаков
Не знал я, какая разбужена Сила
Сверканием наших клинков

Не знал я, какая разбужена Сила
Сверканием наших клинков
И битва кипела, и битва бурлила
Под черной грядой облаков!

Чья клубится на востоке полупризрачная тень?
Чьи хрустальные дороги разомкнули ночь и день?
Кто шестом коснулся неба, кто шестом проник до дна?
Чьим нагрудным амулетом служат Солнце и Луна?

Се, грядущий на баркасе по ветрам осенних бурь,
Три зрачка горят на глазе, перевернутом вовнутрь
Се, влекомый нашей схваткой правит путь свой в вышине
И горят четыре зрака на глазу, что зрит вовне...

И рухнул мне под ноги брат обагренный,
И крик бесновавшихся птиц
Метался над камнем, где стыл побежденный
Сочась пустотою глазниц.

И глаз наживил я, и бросил под глыбу.
Где волны кружатся кольцом -
Удача была мне, я выловил Рыбу
С чужим человечьим лицом

Я рыбы отведал, и пали покровы,
Я видел сквозь марево дня,
Как движется по небу витязь багровый,
Чье око взыскует меня

Ладони я вскинул - но видел сквозь руки,
И вот мне вонзились в лице
Четыре зрачка на сверкающем круге
В кровавом и страшном кольце

И мысли мне выжгло, и память застыла,
И вот, я отправился в путь
И шел я на Север, и птица парила,
И взгляд мой струился как ртуть

Я спал под корнями поваленных елей,
А ел я бруснику и мед
Я выткал надорванный крик коростеля
Над зыбью вечерних болот

И в странах бескрайнего льда и заката.
Где стынет под веком слеза,
Пою я о брате, зарезавшем брата
За Рыбу, чья пища - глаза...

© С. Калугин
Октябрь 1992

Анализ стихотворения.

«Рассказ Короля-Ондатры о рыбной ловле в пятницу»
Сергей Калугин 1992г
(см. приложение)
Сам автор, рассказывая о себе, упоминает периоды жизни, когда он бунтовал (играл в рок-группах, участвовал в маршах протеста и т п) - этот период его жизни можно отнести к кшатрийскому периоду. Затем он упоминает период в который, как он выразился, по нему «ударили материальные соображения». Когда он считал каждый гонорар и даже отказывался участвовать в концертах, за которые не платили денег. Соответственно этот период соотносится с эпохой вайшья. Затем наступило время , когда Калугин вообще не писал и не сочинял музыку. Он ездил в Тибет, в Индию и другие страны. Изучал различные философские и религиозные направления. К 90ым годам он снова начинает творческую активность – но уже иную. Новые произведения совершенно не похожи на старые.

Анализ по Фрейду:
- В произведении женские символы присутствуют постоянно в образах моря и неба, на фоне которых разыгрываются события.
- В двустрочии «И крест обомшелый в объятиях ивы, чьи корни дарили мне кров» под «обомшелым крестом» , я думаю, автор подразумевает себя – своё отбушевавшее «кшатрийское» прошлое, которое снова покоиться в женском лоне («объятия ивы, чьи корни дарили мне кров»)– или хочет вернуться в него и почувствовать этот покой слития с биосферой, который защищает его от «ревущих валов».
- «Кто шестом коснулся неба, кто шестом проник до дна» - два коитуса присутствуют в описании некоей Силы, которую разбудили герои произведения. Описание некоего бога, для которого не страшны, близки быть может обе женщины – и далекая небесная , и близкая, пугающая морская.
- так же при описании этого персонажа употребляется «как движется по небу витязь багровый». По Фрейду багровый – цвет затаенной, не проявленной, сдерживаемой страсти. Пожалуй, это мужской персонаж , где наиболее присутствует эротизм.
- Интересно, что женские символы имеются в описании природы, фона на котором развиваются события. Вырисовывается образ женщины как биосферы.
- Однако и мужских символов не много (кроме вышеупомянутого «шеста»). Образ рыбы, которая тут является символом некоего откровения, кто-то бы обозначил по Фрейду как образ мужчины. Однако я не считаю что так действительно можно считать. Рыба традиционно считается символом Иисуса. Иисус, как известно, «женственный», достаточно феминный бог. Его функции женские. В таком ракурсе фраза «Я выловил рыбу с чужим человечьим лицом» становится весьма интересной. Потому рыбу я трактовала бы как некий гермафродический символ.
- Все стихотворение вцелом напоминает библейский сюжет - убийство Каином Авеля. Но тут , в отличие от библии, идет акцент на осознании, просветлении брата-убийцы.

Анализ по Выготскому.
- …
Я рыбы отведал, и пали покровы,
Я видел сквозь марево дня,
Как движется по небу витязь багровый,
Чье око взыскует меня
Ладони я вскинул - но видел сквозь руки…

Это момент катарсиса, когда братоубийца Понимает. Он достиг своего, но теперь Понимание сути всех вещей дает ему понимание его поступка. Это момент разрядки. Он становится отшельником, созерцателем, оплакивающем своего брата. Хотя его оплакивание не похоже на замаливание грехов – он скорее демонстрирует принятие своей участи. Принятие всего таким ,какое оно есть, но правда становится слишком тяжелым бременем. Выход он находит в отшельничестве.

- Можно ли назвать противоречием то, что стихотворение называется «Рассказ о рыбной ловле…», а рыбная ловля, хотя и является важным элементом сюжет, но все таки главная мысль не о том. Наверно можно, но, видимо, это противоречие заложено автором намеренно. Как бы показывая нам как могут быть противоречивы наши желания. Как говорится «Бойся своих желаний – они могут исполниться».
- То же можно сказать о действующих лицах – Король-Ондатра, Король-Птица – ведут себя, действуют совсем не как животные, если бы не эти названия, то то представлялись бы какие-то люди. Автор как бы уводит этим нас из реальности. Создает эффект некоторой мифичности.
- Противоречие мы видим , с одной стороны, в мотивах , поведении одного из героев – Ондатры. Но другой стороны это противоречие лишь отражение другого – того, которое испытывает сам автор: противоборство двух братьев – противоборство внутри самого автора. Это как бы две части. Две эпохи, ведущие войну в личности Калугина. Кризис, переход. Война, но уже не между народами, а локальная война – война личности с самой собой.
Из этого делаю вывод по третьему пункту.
Анализ по мифам субъектности В.К. Шабельникова.
- Автор находится в кризисе – переходе к эпохе шудру. Это видно по общему стилю изложение – уподобления героев непонятным существам – то ли зверям, то ли зверолюдам, а так же описание с помощью этих странных образов конфликта, характерного для самого автора. Даже двух конфликтов – конфликта, терзающего душу одного из героев (его конфликт с собой) , а так же конфликта, как самого противоборства между братьями.