..На ней были какие-то сети.. Она сказала : у вас есть Душа...
Четыре направления в мире психологии ("в двух словах").
Психодинамическое направление
Бихевиоральное направление
Деятельностный подход (отечеств., самое обоснованное, фундаментальное)
Экзистенциальное / гуманитическое направление
читать дальше Психодинамическое направление в психологии берет начало в работах Зигмунда Фрейда. Идеи, высказанные Фрейдом, вдохновили многочисленных психологов, некоторые из которых следовали им буквально, другие же построили на их основе собственные теории. Термин «психодинамическая психология» охватывает все направления в психологии, которые главное внимание уделяют содержанию бессознательной части нашей психики. Большинство психологов признают, что не все наши переживания и не весь наш опыт представлены в сфере сознательного. Однако фрейдистскую концепцию динамического бессознательного, то есть такого бессознательного, которое управляет нами и подталкивает к определенному поведению, разделяют далеко не все психологи.
Термины «психоанализ» и «психоаналитический» относятся к изначальной концепции человеческого сознания и представлениям о психотерапии, которые были разработаны Фрейдом.
Важное положение психодинамического направления заключается в том, что наш детский опыт и наши детские переживания оказывают значительное влияние на наше поведение во взрослом возрасте. Возьмем, например, такой случай. Майка привлекают самостоятельные, преуспевающие женщины, но когда дело доходит до серьезных отношений с такой женщиной, он теряет к ней интерес и их знакомство заканчивается. Такой образ поведения повторялся неоднократно, так что Майк решил обратиться к психотерапевту. Во время терапии выяснилось, что мать Майка была очень преуспевающей деловой женщиной и на своего ребенка обращала мало внимания. Во взрослом возрасте его привлекали женщины, похожие на мать, но в то же время он боялся, что, подобно матери, они не будут уделять ему внимание и в конце концов бросят.
Психодинамический подход в психологии подразумевает, что ни один наш поступок не является случайным. Все наше поведение мотивировано и имеет определенные цели, хотя сознательно мы можем и не представлять, какие мотивы нами движут.
Психодинамическое направление породило ряд теорий развития личности и различные формы психотерапии.
читать дальшеБихевиоральное направление в практической психологии реализует принципы бихевиоризма. Это направление работает в первую очередь с внешне видимым, наблюдаемым поведением человека и рассматривает человека только как объект воздействий в полной аналогии с естественно-научным подходом.
"Психология с бихевиористской точки зрения есть чисто объективная, экспериментальная область естественной науки, которая нуждается в интроспекции так же мало, как такие науки, как химия и физика"[1]. Дж. Утсон. Психология с точки зрения бихевиориста.
"При объективном изучении человека бихевиорист не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, постольку он больше не считает, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии. Он приходит к заключению, что все эти термины могут быть исключены из описания деятельности человека..."[2] Дж.Уотсон. Бихевиоризм.
Бихевиоральное направление находится полностью в поведенческой парадигме и ставит в первую очередь задачи изменения поведения.
Методы изменения поведения
Бихевиоральное направление основывается на теориях И. П. Павлова и Б. Скиннера и состоит в модификации поведенческих стереотипов через использование принципов теории научения (см.→
Поведенческие и эмоциональные проблемы понимаются как закрепленные в результате поощрения и подкрепления дизадаптивных ответов на средовые раздражители. Задача состоит в их ликвидации или модификации. Поведенческий психолог или терапевт отвечает на 4 вопроса:
Какое поведение является мишенью для изменении и что в наблюдаемом поведении подлежит усилению, ослаблению, поддержке?
Какие события поддерживали и поддерживают это поведение?
Какие изменения в среде и систематические вмешательства могут изменить это поведение?
Как может однажды установившееся поведение быть поддержано и/или распространено на новые ситуации за ограниченное время?
Терапия в бихевиоральном подходе
Изначально в бихевиоральной терапии использовалось исключительно обусловливание: классическое (по Павлову) и оперантное. В настоящее время терапия в бихевиоральном подходе та же, что и в когнитивно-бихевиоральном. См.→
Бихевиоральный и поведенческий подход
Нередко понятия "бихевиоральное направление" и "поведенческий подход" используются как синонимы, однако в сложившейся практике между этими подходами есть существенная разница.
читать дальшеПонятие деятельности широко используется в российской психологии, как и прежде – в советской психологии.
Мало известен тот факт, что создателем советской психологии был Г.И. Челпанов, основатель и дореволюционный директор Института психологии. Г.И.Челпанов показал, что марксистская перестройка психологии должна начинаться с включения психики в систему социальной деятельности.
Молодые психологи во главе с Л.С. Выготским воспользовались идеями Г.И. Челпанова и взяли понятие деятельности в качестве звена, соединяющего индивидуальные психические процессы с социальными. Они легко нашли подтверждение своим идеям в работах К. Маркса и Г.В.Ф. Гегеля.
Этот шаг был сделан в правильном направлении, но он не решал проблему создания целостной концепции активности, включающей индивида и общество.
Гегель основной упор сделал на процессах познания. Более того, Гегель постоянно использовал конструкции, фактически подобные понятию деятельности, не применяя соответствующего термина. К. Маркс исследовал социально-технические системы. В его анализе трудовой деятельности присутствовали процессы обмена, но они не рассматривались как общение, как самостоятельная форма активности. Отсюда, кстати, проистекает основная ошибка К. Маркса: он не заметил продуктивных свойств общения (и коммуникации, и обмена) как генератора стоимостей.
Параллельно с развитием понятия деятельности многие советские психологи опирались на понятие активности для описания целостной системы психических процессов. Прежде других следует упомянуть Дмитрия Николаевича Узнадзе, который, кстати, проходил подготовку в Германии. Н.А. Бернштейн, один из пионеров синтеза физиологических и психологических знаний на основе модельных представлений кибернетики, также разрабатывал понятие активности.
Развитие методологического фундамента советской психологии привело к тому, что понятие деятельности оказалось перегруженным новым содержанием, что неизбежно привело к внутренним противоречиям. Одновременно развивались новые направления: психология общения, психология познания, - которые плохо согласовывались с концепцией деятельности. Появились такие понятийные монстры как "деятельность общения", "деятельность познания". Какое же содержание оставалось для собственно деятельности?
Я обсуждал эти вопросы в моей монографии "Системные проблемы развития математической психологии" и показал внутреннюю противоречивость концепции деятельности А. Н. Леонтьева. Отсюда следовал вывод, что необходимо ввести обобщающее понятие активности, которое объединяет понятия деятельности, общения и познания. Понятие активности естественным образом ведет к формированию концепции активной системы. Соответственно понятие субъекта преобразуется в понятие Конструктора (не следует отождествлять Конструктора с индивидуальным или коллективным субъектом).
Концепция активной системы позволила по-новому взглянуть на всю историю развития представлений человечества о мире. Получили единое истолкование далекие (и в пространстве, и во времени) концепции мыслителей Древней Индии (Веды, Упанишады), Древней Греции (Гераклит, Демокрит) и даже неоплатоников (Древний Рим), несмотря на их религиозную терминологию.
Концепция активной системы позволила наметить основные параметры двух новых наук: интернетики и интерномики, которые предназначены для описания процессов общения в социотехнических системах по аналогии с кибернетикой и эргономикой, направленных на процессы деятельности.
Каковы же специфические особенности активных систем?
Эти особенности вырисовываются из принципов активных систем. Приведу некоторые из них.
1. Принцип всеобщности.
Активная система – это универсум (это всё). Если Конструктор мыслит глобально, охватывая мысленным взором весь Космос, то активная система, содержащая этого Конструктора, совпадает сознаваемым Космосом.
2. Принцип активности.
Активная система является формой существования активности. Активность реализуется в формах деятельности, общения и познания. Общение, в свою очередь, присутствует в двух формах: коммуникация и обмен.
3. Принцип развития.
Активная система развивается на основе внутренней активности, которая реализуется в единстве статики, кинематики и динамики.
4. Принцип целостности и разбиения.
Допустимое разбиение активной системы на подсистемы предполагает, что каждая подсистема является активной. Из принципа целостности и разделения следует принцип размножения. Активная система воспроизводит себя (размножается) в окружающей среде.
5. Принцип материальности
фиксирует тот факт, что система существует в реальном мире. Из принципа материальности в сочетании с принципом целостности мы получаем как следствие принцип материального единства системы.
6. Принцип функциональности
означает, что активность в системе создается и существует ради выполнения одной или многих функций. Каждая функция принадлежит некоему Конструктору (творцу), который конструирует систему (или свою подсистему).
7. Принцип множественности - дополнительности.
Построение и выявление функции системы создает функциональную структуру, иначе - проекцию системы.
8. Принцип консолидирующей активности.
Кажущаяся произвольность выбора проекций активных систем снимается (преодолевается), когда системное описание само становится конструирующим, самопознающим и действенным.
9. Принцип относительности.
подчеркивает привязку описания к центру активности (ведущему Конструктору) системы. Принцип относительности позволяет применять понятия, феноменологически отчетливо различимые на одном уровне, к явлениям других уровней.
10. Системность системных принципов.
Единство системных принципов – необходимое условие их эффективности. В процессе развития каждый системный принцип уточняется и согласуется с другими системными принципами. Одновременно порождаются новые системные принципы.
Итак, отвечая на вопрос, поставленный в заглавии, мы можем сказать, что понятие активности, входя составной частью в концепцию активных систем, открывает широкие возможности для исследования, проектирования и создания социотехнических систем. Более того, понятие активности оказывается ключевым для любых систем.
читать дальшеВ последнее время многие психиатры и психологи все больше и больше осознают, что в нашем понимании человека существуют серьезные пробелы. Для психотерапевтов, которые сталкиваются в своей работе с людьми, переживающими кризис, эти пробелы кажутся невосполнимыми. Тревогу людей, находящихся в состоянии кризиса, нельзя снять с помощью теоретической формулы. Эти проблемы кажутся непреодолимыми и в научных исследованиях. Таким образом, многие психиатры и психологи Европы и США задают себе эти вопросы и мучаются сомнениями, которые проистекают из этих же самых лишь наполовину решенных вопросов.
Можем ли мы быть уверены, что видим пациента таким, какой он есть, или мы видим проекцию наших собственных теорий о нем? У каждого психотерапевта есть свои представления о поведении и его механизмах, а также разработанная его школой определенная концептуальная система. С научной точки зрения она совершенно необходима. Но принципиальный вопрос, который всегда касается и системы пациента, заключается в следующем: как мы можем быть уверены в том, что наша прекрасно разработанная система на самом деле имеет какое-то отношение к мистеру Джонсу, сидящему сейчас напротив нас на сеансе консультирования? Может быть, в отношении этого конкретного человека требуется совершенно иная система? И чем больше мы полагаемся на логическую последовательность нашей системы, тем больше данный пациент ускользает от нас, тая, как морская пена, в наших исследовательских руках.
Еще один принципиальный вопрос: как мы можем знать, что видим пациента в его действительном мире, в котором он живет и работает, в уникальном конкретном мире, отличающемся от наших общих теорий? Мы никогда не сможем проникнуть в его мир, узнать его непосредственно. И все же мы должны знать его, должны существовать в его мире, если хотим, чтобы у нас был шанс понять этого человека.
Эти вопросы побудили европейских психиатров и психологов разработать направление Daseinsanalyse, или экзистенциально-аналитическое направление. Основной представитель этого подхода – Людвиг Бинсвангер – пишет, что "экзистенциально-исследовательская ориентация в психиатрии возникла из безрезультатности общих попыток достичь научного понимания в психиатрии... Психология и психиатрия – это науки, занимающиеся человеком, человеком как таковым, а не только психически больным человеком. Новое понимание человека, которым мы обязаны анализу экзистенции, проведенным Хайдеггером, основывается на новой концепции, согласно которой человек больше не предстает в рамках той или иной теории, неважно, механистическая она, биологическая или психологическая...
Психодинамическое направление
Бихевиоральное направление
Деятельностный подход (отечеств., самое обоснованное, фундаментальное)
Экзистенциальное / гуманитическое направление
читать дальше Психодинамическое направление в психологии берет начало в работах Зигмунда Фрейда. Идеи, высказанные Фрейдом, вдохновили многочисленных психологов, некоторые из которых следовали им буквально, другие же построили на их основе собственные теории. Термин «психодинамическая психология» охватывает все направления в психологии, которые главное внимание уделяют содержанию бессознательной части нашей психики. Большинство психологов признают, что не все наши переживания и не весь наш опыт представлены в сфере сознательного. Однако фрейдистскую концепцию динамического бессознательного, то есть такого бессознательного, которое управляет нами и подталкивает к определенному поведению, разделяют далеко не все психологи.
Термины «психоанализ» и «психоаналитический» относятся к изначальной концепции человеческого сознания и представлениям о психотерапии, которые были разработаны Фрейдом.
Важное положение психодинамического направления заключается в том, что наш детский опыт и наши детские переживания оказывают значительное влияние на наше поведение во взрослом возрасте. Возьмем, например, такой случай. Майка привлекают самостоятельные, преуспевающие женщины, но когда дело доходит до серьезных отношений с такой женщиной, он теряет к ней интерес и их знакомство заканчивается. Такой образ поведения повторялся неоднократно, так что Майк решил обратиться к психотерапевту. Во время терапии выяснилось, что мать Майка была очень преуспевающей деловой женщиной и на своего ребенка обращала мало внимания. Во взрослом возрасте его привлекали женщины, похожие на мать, но в то же время он боялся, что, подобно матери, они не будут уделять ему внимание и в конце концов бросят.
Психодинамический подход в психологии подразумевает, что ни один наш поступок не является случайным. Все наше поведение мотивировано и имеет определенные цели, хотя сознательно мы можем и не представлять, какие мотивы нами движут.
Психодинамическое направление породило ряд теорий развития личности и различные формы психотерапии.
читать дальшеБихевиоральное направление в практической психологии реализует принципы бихевиоризма. Это направление работает в первую очередь с внешне видимым, наблюдаемым поведением человека и рассматривает человека только как объект воздействий в полной аналогии с естественно-научным подходом.
"Психология с бихевиористской точки зрения есть чисто объективная, экспериментальная область естественной науки, которая нуждается в интроспекции так же мало, как такие науки, как химия и физика"[1]. Дж. Утсон. Психология с точки зрения бихевиориста.
"При объективном изучении человека бихевиорист не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, постольку он больше не считает, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии. Он приходит к заключению, что все эти термины могут быть исключены из описания деятельности человека..."[2] Дж.Уотсон. Бихевиоризм.
Бихевиоральное направление находится полностью в поведенческой парадигме и ставит в первую очередь задачи изменения поведения.
Методы изменения поведения
Бихевиоральное направление основывается на теориях И. П. Павлова и Б. Скиннера и состоит в модификации поведенческих стереотипов через использование принципов теории научения (см.→

Какое поведение является мишенью для изменении и что в наблюдаемом поведении подлежит усилению, ослаблению, поддержке?
Какие события поддерживали и поддерживают это поведение?
Какие изменения в среде и систематические вмешательства могут изменить это поведение?
Как может однажды установившееся поведение быть поддержано и/или распространено на новые ситуации за ограниченное время?
Терапия в бихевиоральном подходе
Изначально в бихевиоральной терапии использовалось исключительно обусловливание: классическое (по Павлову) и оперантное. В настоящее время терапия в бихевиоральном подходе та же, что и в когнитивно-бихевиоральном. См.→
Бихевиоральный и поведенческий подход
Нередко понятия "бихевиоральное направление" и "поведенческий подход" используются как синонимы, однако в сложившейся практике между этими подходами есть существенная разница.
читать дальшеПонятие деятельности широко используется в российской психологии, как и прежде – в советской психологии.
Мало известен тот факт, что создателем советской психологии был Г.И. Челпанов, основатель и дореволюционный директор Института психологии. Г.И.Челпанов показал, что марксистская перестройка психологии должна начинаться с включения психики в систему социальной деятельности.
Молодые психологи во главе с Л.С. Выготским воспользовались идеями Г.И. Челпанова и взяли понятие деятельности в качестве звена, соединяющего индивидуальные психические процессы с социальными. Они легко нашли подтверждение своим идеям в работах К. Маркса и Г.В.Ф. Гегеля.
Этот шаг был сделан в правильном направлении, но он не решал проблему создания целостной концепции активности, включающей индивида и общество.
Гегель основной упор сделал на процессах познания. Более того, Гегель постоянно использовал конструкции, фактически подобные понятию деятельности, не применяя соответствующего термина. К. Маркс исследовал социально-технические системы. В его анализе трудовой деятельности присутствовали процессы обмена, но они не рассматривались как общение, как самостоятельная форма активности. Отсюда, кстати, проистекает основная ошибка К. Маркса: он не заметил продуктивных свойств общения (и коммуникации, и обмена) как генератора стоимостей.
Параллельно с развитием понятия деятельности многие советские психологи опирались на понятие активности для описания целостной системы психических процессов. Прежде других следует упомянуть Дмитрия Николаевича Узнадзе, который, кстати, проходил подготовку в Германии. Н.А. Бернштейн, один из пионеров синтеза физиологических и психологических знаний на основе модельных представлений кибернетики, также разрабатывал понятие активности.
Развитие методологического фундамента советской психологии привело к тому, что понятие деятельности оказалось перегруженным новым содержанием, что неизбежно привело к внутренним противоречиям. Одновременно развивались новые направления: психология общения, психология познания, - которые плохо согласовывались с концепцией деятельности. Появились такие понятийные монстры как "деятельность общения", "деятельность познания". Какое же содержание оставалось для собственно деятельности?
Я обсуждал эти вопросы в моей монографии "Системные проблемы развития математической психологии" и показал внутреннюю противоречивость концепции деятельности А. Н. Леонтьева. Отсюда следовал вывод, что необходимо ввести обобщающее понятие активности, которое объединяет понятия деятельности, общения и познания. Понятие активности естественным образом ведет к формированию концепции активной системы. Соответственно понятие субъекта преобразуется в понятие Конструктора (не следует отождествлять Конструктора с индивидуальным или коллективным субъектом).
Концепция активной системы позволила по-новому взглянуть на всю историю развития представлений человечества о мире. Получили единое истолкование далекие (и в пространстве, и во времени) концепции мыслителей Древней Индии (Веды, Упанишады), Древней Греции (Гераклит, Демокрит) и даже неоплатоников (Древний Рим), несмотря на их религиозную терминологию.
Концепция активной системы позволила наметить основные параметры двух новых наук: интернетики и интерномики, которые предназначены для описания процессов общения в социотехнических системах по аналогии с кибернетикой и эргономикой, направленных на процессы деятельности.
Каковы же специфические особенности активных систем?
Эти особенности вырисовываются из принципов активных систем. Приведу некоторые из них.
1. Принцип всеобщности.
Активная система – это универсум (это всё). Если Конструктор мыслит глобально, охватывая мысленным взором весь Космос, то активная система, содержащая этого Конструктора, совпадает сознаваемым Космосом.
2. Принцип активности.
Активная система является формой существования активности. Активность реализуется в формах деятельности, общения и познания. Общение, в свою очередь, присутствует в двух формах: коммуникация и обмен.
3. Принцип развития.
Активная система развивается на основе внутренней активности, которая реализуется в единстве статики, кинематики и динамики.
4. Принцип целостности и разбиения.
Допустимое разбиение активной системы на подсистемы предполагает, что каждая подсистема является активной. Из принципа целостности и разделения следует принцип размножения. Активная система воспроизводит себя (размножается) в окружающей среде.
5. Принцип материальности
фиксирует тот факт, что система существует в реальном мире. Из принципа материальности в сочетании с принципом целостности мы получаем как следствие принцип материального единства системы.
6. Принцип функциональности
означает, что активность в системе создается и существует ради выполнения одной или многих функций. Каждая функция принадлежит некоему Конструктору (творцу), который конструирует систему (или свою подсистему).
7. Принцип множественности - дополнительности.
Построение и выявление функции системы создает функциональную структуру, иначе - проекцию системы.
8. Принцип консолидирующей активности.
Кажущаяся произвольность выбора проекций активных систем снимается (преодолевается), когда системное описание само становится конструирующим, самопознающим и действенным.
9. Принцип относительности.
подчеркивает привязку описания к центру активности (ведущему Конструктору) системы. Принцип относительности позволяет применять понятия, феноменологически отчетливо различимые на одном уровне, к явлениям других уровней.
10. Системность системных принципов.
Единство системных принципов – необходимое условие их эффективности. В процессе развития каждый системный принцип уточняется и согласуется с другими системными принципами. Одновременно порождаются новые системные принципы.
Итак, отвечая на вопрос, поставленный в заглавии, мы можем сказать, что понятие активности, входя составной частью в концепцию активных систем, открывает широкие возможности для исследования, проектирования и создания социотехнических систем. Более того, понятие активности оказывается ключевым для любых систем.
читать дальшеВ последнее время многие психиатры и психологи все больше и больше осознают, что в нашем понимании человека существуют серьезные пробелы. Для психотерапевтов, которые сталкиваются в своей работе с людьми, переживающими кризис, эти пробелы кажутся невосполнимыми. Тревогу людей, находящихся в состоянии кризиса, нельзя снять с помощью теоретической формулы. Эти проблемы кажутся непреодолимыми и в научных исследованиях. Таким образом, многие психиатры и психологи Европы и США задают себе эти вопросы и мучаются сомнениями, которые проистекают из этих же самых лишь наполовину решенных вопросов.
Можем ли мы быть уверены, что видим пациента таким, какой он есть, или мы видим проекцию наших собственных теорий о нем? У каждого психотерапевта есть свои представления о поведении и его механизмах, а также разработанная его школой определенная концептуальная система. С научной точки зрения она совершенно необходима. Но принципиальный вопрос, который всегда касается и системы пациента, заключается в следующем: как мы можем быть уверены в том, что наша прекрасно разработанная система на самом деле имеет какое-то отношение к мистеру Джонсу, сидящему сейчас напротив нас на сеансе консультирования? Может быть, в отношении этого конкретного человека требуется совершенно иная система? И чем больше мы полагаемся на логическую последовательность нашей системы, тем больше данный пациент ускользает от нас, тая, как морская пена, в наших исследовательских руках.
Еще один принципиальный вопрос: как мы можем знать, что видим пациента в его действительном мире, в котором он живет и работает, в уникальном конкретном мире, отличающемся от наших общих теорий? Мы никогда не сможем проникнуть в его мир, узнать его непосредственно. И все же мы должны знать его, должны существовать в его мире, если хотим, чтобы у нас был шанс понять этого человека.
Эти вопросы побудили европейских психиатров и психологов разработать направление Daseinsanalyse, или экзистенциально-аналитическое направление. Основной представитель этого подхода – Людвиг Бинсвангер – пишет, что "экзистенциально-исследовательская ориентация в психиатрии возникла из безрезультатности общих попыток достичь научного понимания в психиатрии... Психология и психиатрия – это науки, занимающиеся человеком, человеком как таковым, а не только психически больным человеком. Новое понимание человека, которым мы обязаны анализу экзистенции, проведенным Хайдеггером, основывается на новой концепции, согласно которой человек больше не предстает в рамках той или иной теории, неважно, механистическая она, биологическая или психологическая...
@темы: взгляды, школы, направления, психология